Диагностика автомобиля через ноутбук — возможность точно определить причину неисправности и принять решение по дальнейшему ремонту. При заказе услуги в квалифицированных СТО работа обходится в сумму до 10-20 тысяч рублей и более. Цена зависит от сложности, целей и ценовой политики сервиса.
При частом обращении в сервис автовладелец в течение года тратит крупную сумму, достигающую 50-100 тысяч рублей. В таких обстоятельствах возникает вопрос, как сделать диагностику автомобиля своими руками, сэкономив на этом время и деньги.
Ниже рассмотрим, что такое проверка авто через OBD2, как она делается, какие нужны программы и оборудование для проведения работ. Также приведем инструкцию, как сделать диагностику самостоятельно без обращения на СТО.
Диагностика автомобиля с помощью телефона, ПК или ноутбука — далеко не новшество современном мире. Первые зародыши технологии появились 40 лет назад, когда в 1980-м компания Дженерал Моторс предусмотрела на своих авто интерфейс для диагностики ALDL. Его целью был контроль состояния всей электронной части машины и ECM-протокола.
Аббревиатура OBD дословно расшифровывается как On-Board Diagnostics или бортовая диагностика.
Официально система OBD-1 запущена в 1991 году, а спустя пять лет специалисты создали единый протокол для диагностики, действующий и в 2020 году — OBD-2.
Он используется для авто, которые производятся в Канаде и США. В Японии и Европе имеются другие аналоги — EOBD и JOBD соответственно.
Диагностика реализуется с помощью разъема, расположенного в районе рулевой колонки или в другом месте (зависит от модели машины).
Тип OBD-2 считается стандартным, что позволяет подключать к нему разные устройства для снятия информаций с бортового компьютера. Для проверки применяется специальный сканер, ПО и компьютер (ноутбук).
При наличии этих комплектующих диагностику можно провести своими руками и определить основные ошибки.
Сбои в работе системы авто выдаются в виде кодов. Часть из них характерна для всех автомобилей, но есть и такие, которые индивидуальны для конкретных моделей.
После получения информации автовладелец принимает решение по ремонту и его стоимости. Информация, полученная таким путем, отличается высокой точностью и позволяет сэкономить время на диагностику машины.
При подключении ноутбука к OBD-2 для диагностики важно понимание распиновки, а именно знание назначение каждого контакта.
Подробные сведения можно найти в инструкции по эксплуатации и другой документации на автомобиль. Общие подходы к распиновке приведем ниже.
Контакты OBD-2 и их назначение:
Наличие таких сведений позволяет избежать ошибок при интерпретации информации, а при необходимости собрать разъем своими руками.
В автомобилях после 1996 года выпуска, как правило, установлены привычные разъемы на 16 контактов (OBD-2). Но встречаются и другие типы разъемов со следующими наименованиями — OBD-1, OBD, ALLD, GM и другие.
Они предназначены для конкретного оборудования или определенных марок транспортных средств.
Базовые варианты:
Перед диагностикой автомобиля через ноутбук изучите тип разъема, количество контактов и их назначения. Учтите, что этот параметр зависит от модели авто и конфигурации самого разъема.
В некоторых случаях придется покупать отдельный кабель для проведения диагностических работ.
Главный элемент системы управления силовым узлом — ЭБУ. Аббревиатура расшифровывается, как «Электронный Блок Управления».
Задача контроллера состоит в сборе информации от многочисленных датчиков с последующей обработкой полученных сведений и передачей команд исполнительным элементам.
ЭБУ является неизменным элементом бортовой сети машины. Он постоянно обменивается данными с АБС, АКПП, системами безопасности и стабилизации, круиз- и климат-контролем.
Информация передается по шине типа CAN, объединяющей электронные и цифровые устройства машины в общий интерфейс. Такой принцип работы позволяет ЭБУ контролировать процессы, которые происходят в автомобиле.
Базовые функции ЭБУ:
На ЭБУ приходят сведения о позиции коленвала и частоте его вращения, скорости машины, напряжении сети и т. д. Всего в устройство поступают данные с более чем двух десятков датчиков.
Также в контроллере предусмотрена система, информирующая человека о поломках или сбоях в работе. Об ошибке свидетельствует зажигание лампочки Check Engine.
Для каждого сбоя предусмотрен индивидуальный код, а собранные данные хранятся в памяти и предоставляются по запросу автовладельца.
Не меньший интерес представляет конструкция ЭБУ. Блок состоит из платы с микропроцессором и памятью, спрятанной в герметичный кожух.
С наружной стороны предусмотрено гнездо для подключения специального сканера и проведения диагностики автомобиля через ноутбук или ПК.
Как отмечалось, место установки контроллера индивидуально для каждой машины. Он монтируется под капотом, под пассажирским вещевым ящиком или в передней части приборной панели.
Функционирование ЭБУ обеспечивается, благодаря трем типам запоминающих устройств:
Внесение изменений в ПО рекомендуется при наличии специального оборудования, знаний и опыта. При отсутствии этих составляющих высок риск допустить ошибку и полностью вывести электронную систему авто из строя
По описанию ЭБУ можно сделать краткие выводы, чем именно полезна диагностика, и что можно проверить с помощью ноутбука, сканера и ПО.
При правильном подходе автовладелец или мастер на СТО выявляет причину поломки после сравнения текущих и заводских показателей. При значительном расхождении параметров выпадает ошибка, по которой можно судить о характере неисправности.
Диагностика автомобиля с помощью ноутбука позволяет проверить следующие элементы авто:
Компьютерная диагностика полезна и при покупке машины, ведь с ее помощью можно узнать состояние ТС, работоспособность всех систем, наличие ошибок и неисправностей.
Многие продавцы «глушат» лампочку Check Engine, чтобы она не отпугивала покупателей. Своевременная проверка позволяет выявить проблему и отказаться от сделки с недобросовестным продавцом.
После изучения электроники авто можно сделать вывод о пробеге, оценить расходы на ремонт и принять решение об актуальности покупки машины.